Статьи о работе со звуком

Перекодирование звука через Winamp
Редактирование цифровых фонограмм
Улучшение качества звукозаписи
Запись и обработка голоса
Запись голоса
Монтаж звука
Рассинхронизация звука

Запись и обработка голоса

    В процессе работы над звуковой дорожкой часто возникает необходимость в самостоятельной записи речевых фрагментов, например для озвучивания закадрового текста или для замены непригодных по качеству частей черновой фонограммы.
    Подготовленный для чтения текст желательно напечатать крупным шрифтом с полуторным или двойным межстрочным интервалом. Лучше всего, если весь фрагмент уместится на одной страничке — это позволит избежать шума от переворачивания листов в процессе записи. Если читаемый фрагмент необходимо уместить в строго определенный временной интервал, имеет смысл предварительно порепетировать, контролируя темп речи при помощи секундомера. Если уложиться в отведенное время не удается, лучше сократить текст.
    Самый простой способ записать речевые комментарии — воспользоваться встроенным микрофоном видеокамеры. Несомненные преимущества заключаются в том, что вам не придется в этом случае приобретать дополнительное оборудование (микрофон и пр.). Камеру лучше установить на штативе таким образом, чтобы ее микрофон находился на уровне лица говорящего на расстоянии примерно 0,5-1 м. По окончании записи остается ввести ее в ПК через интерфейс IEEE-1394, открыть полученный видеофайл (это можно сделать и в Sound Forge), обработать и сохранить уже в виде отдельного звукового файла.
    Для записи можно также использовать мультимедийные микрофоны и гарнитуры, подключаемые к звуковому адаптеру ПК. Однако в этом случае не следует рассчитывать на получение высокого качества звучания из-за весьма посредственных технических характеристик подобного оборудования.
    Наилучшим (с точки зрения качества) вариантом является использование электретного или динамического микрофона полупрофессионального либо профессионального класса. Правда, следует учитывать, что для получения приемлемого результата при использовании динамического микрофона необходимо задействовать внешний микрофонный усилитель. Дело в том, что микрофонные входы подавляющего большинства звуковых адаптеров рассчитаны на использование элект-ретных микрофонов, снабженных встроенным усилительным каскадом, и уровень сигнала, выдаваемого динамическим микрофоном, часто оказывается недостаточным для обеспечения приемлемого уровня шумов и искажений.
    При выборе микрофона обязательно обратите внимание на диаграмму направленности. Учитывая специфику домашней записи, лучше отдать предпочтение микрофону с кардиоидной или гиперкардиоидной диаграммой направленности.
    Чтобы уже на стадии записи избавиться от лишнего шума, микрофон необходимо установить вдали от работающих электроприборов (в том числе и компьютера, на котором производится запись), сотовых телефонов и подобных устройств. Кроме того, на время записи имеет смысл закрыть все имеющиеся в помещении окна и двери. Для установки микрофона лучше всего использовать напольную или настольную микрофонную стойку. Оптимальное расстояние до микрофона при записи речи составляет 30-40 см. В процессе записи следует избегать использования микрофона на малой дистанции — обычно это приводит к значительным искажениям тембра голоса и к возникновению перегрузок.
    При чтении записываемого текста необходимо контролировать не только темп, но и громкость речи. У непрофессиональных дикторов громкость речи может «плавать» в значительных пределах даже при чтении одного предложения. Еще одной распространенной проблемой, с которой приходится сталкиваться при записи непрофессиональных дикторов, являются взрывообразные скачки амплитуды сигнала при произнесении некоторых твердых (б, п, т), а также свистящих (с) и шипящих (ш) согласных звуков, что часто приводит к появлению в записи очень неприятных на слух перегрузок. Бороться с этим эффектом можно путем подбора оптимальных угла наклона микрофона и расстояния между диктором и микрофоном.
    Во избежание возникновения обратной акустической связи на время настройки и записи с микрофона звук на контрольных мониторах необходимо отключить. Для прослушивания записываемого сигнала можно надеть наушники. Не забудьте также записать паузу длительностью 2-3 секунды со включенным микрофоном для использования и в качестве образца для шумоподавителя.
    Если запись производится в неприспособленном помещении, то даже при соблюдении вышеприведенных рекомендаций фонограмма получается довольно шумной. Поэтому первое, что необходимо сделать, — обработать полученную запись шумоподавителем и шельфовыми фильтрами эквалайзера.

Простой шумоподавитель можно вызвать через меню

Запись и обработка голоса

Воспользуйтесь одним из имеющихся пресетов: ниспадающий список открывается в верхней части окна.

Запись и обработка голоса

Устанавливать значения параметров фильтра лучше всего на слух, ориентируясь по изменению звучания фонограммы. Для этого активируйте опцию Реальное - Real-time и нажмите кнопку Просмотр - Preview. В процессе воспроизведения можно сравнить звучание исходной и обработанной фонограммы, активируя и отключая опцию Обход - Bypass.

Для того чтобы записанный голос звучал более плотно и «тонул» в фоновой музыке, динамический диапазон полученной речевой фонограммы необходимо сжать. Эта процедура выполняется компрессором.
Если абстрагироваться от частностей, то компрессор представляет собой усилитель, управляемый входным сигналом. Воздействие компрессора на звуковой сигнал можно изобразить в виде кривой компрессии, представляющей собой не что иное, как график зависимости уровня выходного сигнала от уровня входного.
В Sound Forge имеется встроенный компрессор, который можно вызвать из меню

Запись и обработка голоса

В нижней части окна находятся ползунки четырех основных настроек. Время атаки (Заход - Attack) соответствует времени реакции управляемого усилителя (в миллисекундах) на увеличение уровня входного сигнала. Время послезвучия (Выпуск - Release) соответствует времени реакции управляемого усилителя (в миллисекундах) на уменьшение уровня входного сигнала.

Запись и обработка голоса

Пороговый уровень (Порог - Threshold) определяет минимальный уровень сигнала (в дБ), при котором начинает действовать управляемый усилитель. Уровень компрессии (Отношение - Ratio) определяет соотношение между самым высоким и самым низким значениями уровня выходного сигнала. Этот регулятор градуируется в пропорциях (например, 1:1, 2:1, 3:1, 6:1 и т.д.). В верхней части окна отображается кривая компрессии, которую можно редактировать и непосредственно в графическом виде, придавая нужную форму путем перемещения узловых точек.
Возможно, у многих настройка компрессора может вызвать определенные затруднения. Впрочем, любители вполне могут обойтись и одним из имеющихся пресетов: ниспадающий список открывается в верхней части окна.

Как настроить микрофон на windows