Справочная информация


-6-

Выбор видеокамеры

Содержание:

Стабилизатор изображения

Любой видеолюбитель, испытав эйфорию от первых опытов съемки и просмотра отснятого, вскоре утомляется от мельтешения и тряски кадров. Наступает пора прозрения и присматривания: А как же люди снимают? И почему по телевизору "картинка" совсем не трясется?
Стабилизатор изображения компенсирует непроизвольные колебания видеокамеры в Ваших руках при съемке на ходу, из движущегося транспорта или когда у Вас просто дрожат руки. Стабилизаторы в большей или меньшей степени - в зависимости от цены камеры - помогают качественно, без тряски, снимать крупные планы, когда объект съемки находится на расстоянии, требующем применения трансфокации. А такая необходимость возникает сплошь и рядом. Вот и судите отсюда, насколько нужная вещь стабилизатор.
Стабилизаторы бывают двух видов - электронные и оптические. Электронный стабилизатор резервирует элементы ПЗС-матрицы под возможное смещение изображения: зарезервированные пикселы "подхватывают" участок изображения, переходящий с соседнего элемента, и обеспечивают неподвижность картинки. В дешевых камерах для работы стабилизатора резервируется часть активных элементов ПЗС-матрицы, выпадающих, таким образом, из процесса формирования изображения, что заметно сказывается на его качестве, особенно в условиях слабой освещенности. В дорогих моделях используется электронный "суперстабилизатор", в котором задействуются пассивные элементы ПЗС-матрицы, обычно не принимающие участие в формировании изображения - соответственно качество картинки при этом не ухудшается.
Но никакой электронный стабилизатор не обеспечит стабильность, какую обеспечивает оптический. Это устройство, состоящее из гироскопических сенсоров, улавливающих направление и скорость колебания камеры, и группы подвижных линз, стабилизирующих ход видеосигнала в объективе. Устройство очень оперативно реагирует на малейшие дрожания камеры, компенсирует широкий диапозон вибраций и, вопреки расхожему мнению, потребляет умеренное количество энергии. У оптического есть только один "недостаток" - это сложное устройство имеет дорогую технологию изготовления и потому применяется только в дорогих камерах. Всем, для кого это не препятствие, рекомендуем приобретать видеокамеры только с оптическим стабилизатором изображения.

Оптическое и цифровое приближение

Оптическое приближение происходит за счет механического перемещения линз объектива. Оно практически не влияет на качество изображения и является единственно приемлемым для качественной съемки. Цифровое увеличение происходит за счет цифровой интерполяции: со всего изображения выделяется часть активных элементов и полученное с них изображение "растягивается" во весь экран. Не стоит им злоупотреблять: на кратностях свыше 100х изображение превращается в скачущие абстрактные квадратики, которые, из-за тряски, трудно удержать в кадре. По причине столь сильного ухудшения качества картинки трудно найти практическое применение этой функции. Тем не менее, фирмы-производители год от года наращивают значение величины цифрового приближения и в 2001 году достигли в бытовых камерах цифры 700х.
В «навороченных» моделях кроме обычной трансфокации кнопкой-рычажком (W – T) имеется ручная, в виде кольца (или тоже рычажка) на объективе, позволяющая делать стремительные приближения – удаления (Sony DCR-VX2000 или Canon XM1, или Panasonic NV-M9500 например).

Режимы автоэкспозиции

Выбором той или иной программы AE (автоэкспозиции), Вы меняете запрограммированные предустановки отверстия диафрагмы и скорости затвора (выдержки). От величины открытого отверстия диафрагмы зависит количество попадающего на матрицу света и глубина резкости (т.е. расстояние, на котором разные объекты съемки попадают в зону резкости). Выдержка влияет как на количество проникающего света, так и на четкость изображения двигающихся объектов. Чем выше скорость объектов, тем скоростнее должен срабатывать затвор. Чем слабее освещенность - тем больше требуемая выдержка.
Чем больше программ, тем больше у Вас возможностей приспосабливать камеру к различным условиям освещенности. Однако многие high-end модели ограничиваются в своем наборе тремя основными программами, предоставляя возможность настраивать практически все параметры вручную. Эти три режима: "Полная автоматика" и два крайних состояния затвора: "Высокоскоростной" и "Медленный" (именуемый иногда "Слабое освещение", иногда "Сумерки").

Ручной контроль

При всех достоинствах современной электроники, она не может обеспечить качество съемки при любых обстоятельствах. Полностью автоматизированные "мыльницы" хороши только для самых начинающих любителей - они выручают в самых расхожих ситуациях. Набравшись опыта, Вы станете стремиться, чтобы никакое обстоятельство не помешало Вам полноценно зафиксировать какое-то памятное событие. Чтобы не оставить на память потомкам желтые лица Ваших близких на свадьбе при искусственном освещении, или размытые тени друзей на вечерней рыбалке или вечеринке при свечах - в этих и во многих других сложных условиях освещения или композиции помогут только ручные настройки, и их тем больше, чем выше класс видеокамеры.

Ручная фокусировка

Ручная регулировка фокуса имеется сейчас пожалуй во всех моделях видеокамер, поскольку существует масса ситуаций, когда без нее невозможно добиться резкости изображения:
когда объект съемки находится не в центре кадра и занимает лишь малую часть его площади, или находится за частично прозрачной преградой - сеткой, решеткой или стеклом;
когда в кадре находится предмет, значительно лучше освещенный, чем объект съемки, либо сам являющийся источником света;
А при съемке в сумерках и темноте вообще не обойтись без ручной фокусировки. В большинстве камер фокусировка настраивается нажатием кнопки-рычажка, в дорогих моделях – с помощью кольца на объективе.

Ручная настройка баланса белого

Видеокамеры не обладают способностью глаза приспосабливаться к изменениям окружающей цветовой гаммы и со сменой освещения начинают искажать цвета. Поэтому съемка, например, при домашнем освещении "грешит" желтизной всего окружающего, а с наступлением вечера на улице - "синит". Автоматическая настройка не всегда справляется с этой проблемой. Ручная настройка значительно более эффективна. Для правильной передачи цветов настраивается радикально белый цвет, включающий в себя, как известно, все цвета радуги. Для этого необходимо положить перед камерой белый лист и нажать кнопку, регулирующую баланс белого. В некоторых камерах для этой цели служит специальная белая крышка объектива. Автоматика точно определяет необходимую корректировку, сохраняя установку до отмены оператором. В камерах встречаются также предустановки баланса белого для различных условий освещения: "в помещении" (INDOOR), "снаружи" (OUTDOOR), "солнечно" (SUN), "пасмурно" (CLOUDY) и т.п.

Встроенный осветитель/вспышка

Очень полезная вещь, когда чаще всего приходится снимать при слабом освещении. Модная нынче функция цифровой фотосъемки видеокамерой предъявляет повышенные требования к освещенности - фирмы-производители указывают в качестве оптимального уровня освещенности значение 100 люкс и выше. При плохом освещении даже лучшие по фотопоказателям видеокамеры выдают шумы (размазанность) в затененных местах. Вот почему вспышки и осветители - просто незаменимый атрибут в арсенале любителей цифрового фото.
Необходимо только учесть, что пользование лампой подсветки приводит к дополнительным затратам энергии, поэтому нелишне будет оснастить камеру дополнительными и более емкими аккумуляторами.

Энергообеспеченность

От этой характеристики зависит продолжительность съемки. Энергообеспеченность камеры, в первую очередь, зависит от ее энергопотребления и емкости аккумуляторов. Заявленная фирмами-производителями большая продолжительность съемки (до 17 часов) чаще всего не реальна на практике, поскольку имеется ввиду самый экономичный режим съемки: без использования ЖК-экрана, отъездов-наездов и каких-либо функций. Любые о перации, без которых съемка просто немыслима - включение-выключение, трансфокация, настройки, использование программ AE и цифровых эффектов - приводят к дополнительным затратам энергии.
Важное значение имеет тип используемых аккумуляторов. Они бывают трех видов: никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-металлгидридные (Ni-MH) и литий-ионные (Li-Ion). Никель-кадмиевые - уже устаревший тип, от использования которого отказались уже несколько поколений видеокамер. Отличаются относительной дешевизной, устойчивостью к холоду и большим количеством циклов перезарядки при правильной эксплуатации. Для этого их необходимо полностью разряжать перед каждой зарядкой, иначе аккумулятор выдает только заряд, полученный в процессе последней подзарядки. Это неприятное свойство, сокращающее продолжительность работы батареи, прозвали "эффектом памяти". Большим недостатком Ni-Cd является их низкая плотность заряда, отсюда их большие габариты.
Ni-MH имеют повышенную плотность заряда и емкость, а также менее склонны к "эффекту памяти", но цикл перезарядок у них поменьше.
Li-Ion аккумуляторы во всех отношениях превосходят предшествующие технологии. Они вообще не страдают злополучным эффектом, имеют в два раза большую емкость/меньшие размеры, чем Ni-Cd, продолжительную функциональность плюс такие удобные функции, как точная индикация оставшегося заряда. Новые модели всех производителей начиная с 2000-2001 г.г. рассчитаны только на Li-Ion аккумуляторы.

Цифровые эффекты

Набор цифровых эффектов имеется в любой видеокамере, причем в полупрофессиональных их меньше. Это и понятно - профессионалы предпочитают снимать на оригинал чистое изображение, а обработать его, как угодно, всегда можно будет потом, в процессе монтажа, а вот снятое с эффектом в последствии уже не переделать. Чаще употребляются фейдеры (переходы между сценами), когда эпизод начинается с черного или белого фона, постепенно проявляясь вместе со звуком, или заканчивается уходом в тот же фон. Такой фейдер имеется практически в каждой камере. Удобно, что в современных моделях почти все эффекты доступны не только на записи, но и на воспроизведении. Это позволяет снимать чистые (без эффектов) эпизоды, а эффекты накладывать в процессе перезаписи с камеры.

Продолжение на следующей странице.


Страницы раздела
Страница 1 Страница 2 Страница 3 Страница 4 Страница 5 Текущая страница Страница 7
1 2 3 4 5 6 7


Материал с сайта