2. Dolby Digital 5.1
страницы -1- -2-

Перемещение источника звука в пространстве

Это, наверное, самая интересная возможность. Используя технику ключевых кадров (keyframes), можно задавать очень сложные траектории движения источника звука. Для этих экспериментов лучше подойдет монофоническая запись, т.к. исходные записи в стерео несколько размывают локализацию. Если исходный файл – стерео, можно превратить его в моно выбрав режим смешивания каналов.
Звук Dolby Digital 5.1
Для того, чтобы получить возможность пользоваться ключевыми кадрами (keyframes), необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на аудиодорожке и выбрать Insert/Remove Envelop – Surround Pan Keyframes.
Звук Dolby Digital 5.1
Одним из самых простых методов использования перемещения звука может быть озвучение монолога человека, перемещающегося в кадре. Для этого необходимо добавить несколько ключевых кадров на панель Keyframes и задать положение источника звука для каждого из них в Surround Panner-е.
Звук Dolby Digital 5.1
Звук Dolby Digital 5.1
Регулятор Smoothness определяет как должно апроксимироваться перемещение. "100%" сглаживает все неровности перемещения, "0%" оставляет линии между заданными точками прямыми.
Изменяя положение ключевых кадров на аудиодорожке и положение источника звука в Surround Panner-e можно добиться относительно точной привязки звуковой картины к происходящему на экране.
Звук Dolby Digital 5.1
Траектория перемещения может быть очень сложной, но тут самое главное вовремя остановится. Не следует применять сильные звуковые эффекты там, где их использование неоправданно. Намного интереснее яркие эффекты выглядят на фоне общей сдержанной звуковой картины.

Сохранение результатов

После сохранения видео в обычном формате, например, DV-avi, можно приступать к сохранению многоканальной звуковой дорожки. Делается это в меню File-Render as. В диалоге сохранения необходимо указать тип сохраняемого файла Dolby Digital AC-3 (*.ac3)
Звук Dolby Digital 5.1
По умолчанию Vegas 4.0 позволяет создавать многоканальные эффекты окружающего звука, но сохраняет их только в виде шести отдельных монофонических wav-файлов. Плагин рендеринга аудиодорожки 5.1 в формат ac3 в Vegas изначально заблокирован. При попытке сохранить звук в этом формате будет выдаваться приглашение ввести код регистрации. Для видеолюбителей нет ничего невозможного ;) поэтому поищите для surround plug-in pack v5.1 for acid pro v4.0b.
В дальнейшем файл с расширением ac3 необходимо использовать в программе авторинга DVD. После компрессии DV-видеофайла в формат MPEG2, скомпилируйте его вместе со звуком ac3. Например, в ReelDVD файл ac3 просто перетаскивается на иконку видеотрека *.m2v вместо (а можно и вместе) обычного двухканального *.m2p.

Творчество

Выше кратко описана техника подготовки и инструменты создания многоканального звука 5.1. С творчеством дело обстоит несколько сложнее.
Поэкспериментировав с созданием эффектов окружающего звучания пришел к выводу, что создание действительно качественного звука является весьма трудоемкой задачей. Недостаточно поместить источник звука в определенную точку. Необходимо учитывать особенности распространения звука в пространстве и способы передачи этого распространения в кино. Если внимательно изучить звуковую картину современных фильмов со звуком Dolby Digital или DTS, то можно почерпнуть немало интересного. Например, в сценах перестрелки звук выстрела складывается из трех и более составляющих – сам выстрел, звук рикошета и отзвук (эхо). Дополнительно может быть добавлен звук пробитого материала, в который попала пуля, осыпание штукатурки, итд. При этом локализация этих составляющих может и не совпадать.

Хорошим решением для такой сложной задачи мог бы быть набор библиотек звуков 5.1. Но в продаже мне такие не встречались, а те, что можно заказать через интернет, слишком дороги – 200 долларов за один CD.

Для использования в своих фильмах можно попробовать "позаимствовать" многоканальные звуковые эффекты фильмов на DVD. Существуют программы, которые позволяют вырезать из vob-файлов звук в формате ac3 и разложить его на 6 составляющих wav-файлов.

К сожалению, Vegas 4.0 не поддерживает импорт файлов в формате ac3. Единственным способом использования готовых многоканальных записей является их разложение на монофонические wav-файлы с последующим импортом в проект Vegas и привязкой каждого из них к своему каналу.

««« Вернуться